Приоритетное направление работы ДОУ: патриотическое воспитание.
Тема: Формирование представлений о малой Родине и Отчизне посредством ознакомления с социокультурными и природными особенностями родного села.
Приоритетный метод работы: проектно-исследовательская деятельность.
Региональным компонентом рабочей программы ДОУ является программа по патриотическому воспитанию "Люблю тебя,село родное", составленная педагогами ДОУ.
Цель и задачи программы
Цель: создать условия для формирования у дошкольников патриотического отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, к культуре на основе исторических и природных особенностей родного села.
Задачи:
- Формирование у дошкольников патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного села.
- Вовлечение детей и взрослых в проектно-исследовательскую деятельность, способствующую развитию интереса к истории, традициям и природе родного села.
- Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу.
Структура программы.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Приоритетным методом работы по программе является проектно-исследовательская деятельность.
Форма обучения – очная.
Нормативный срок освоения программы- 5 лет. Программное обучение на каждом этапе -1 год.
В рамках программы реализуется пятилетний цикл годовых общесадовских проектов, четыре их которых приурочены к памятным датам и один посвящен природоохранным мероприятиям.
Проект «Памятью сильны» - посвященный юбилею Победы в ВОВ.
Проект «Человек трудом славен» - проект посвященный юбилею образования ОАО «Антипинское»
Проект «Мой любимый детский сад» - проект посвященный открытию детского сада «Ромашка»
Проект «Прекрасна моя родина - Алтай» - посвященный юбилею образования Алтайского края и природоохранным мероприятиям
Проект «Село мое, село родное» - посвященный юбилею основания села Антипино
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она реализуется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Село, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
I раздел «Вместе дружная семья».
Цель: Способствовать воспитанию любви и уважения к семье, родным и близким людям, развитие коммуникативных способностей ребенка.
Задачи:
- Ознакомление с понятием «семья», называниями членов семьи; внушение детям чувство гордости за свою семью. Формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам интереса к своей родословной.
- Формирование у дошкольников желания посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитание уважения к сотрудникам детского сада, бережного отношение к труду взрослых, желания оказывать посильную помощь.
- Ознакомление детей с историей детского сада.
II раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: Создать условия для формирования представлений детей о географических особенностях их малой Родины, традициях села и семьи, традиционных народных промыслах.
Задачи:
- Формирование представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Ознакомление с современными и традиционными народными промыслами района
- Формирование интереса к жизни людей разных национальностей и коренных народов края
III раздел «Село, в котором я живу».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об истории, достопримечательностях села, известных односельчанах и социально-экономической значимости родного села.
Задачи:
- Формирование представление об исторических корнях села.
- Расширение представлений о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.
- Воспитание уважения к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
IV раздел «Наша кладовая».
Цель: Способствовать формированию представлений детей о богатстве родного края.
Задачи:
- Расширение представлений детей о природе, животном мире родного села.
- Ознакомление с природными богатствами района.
- Воспитание интереса и желания как можно больше узнать о своей малой Родине.
- Воспитание любви к природе родного края и формирование чувства сопричастности к сбережению его природных богатств. Дать понятие о заповедниках.
Ожидаемый результат реализации программы
Основной формой контроля уровня усвоения знаний является мониторинг, проводимый в начале и конце учебного года.
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего села; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном селе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название села, района.
- Иметь представление о символике края.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа, населившего село.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
- Краткие сведения об истории села, края.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Алтайского края.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улицах села, города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Алтайского края и Тогульского района.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Копия программы по патриотическому воспитанию "Люблю тебя, село родное"
На данном этапе программа проходит апробацию в ДОУ. 2017-2018 учебный год четвертый из пятилетнего программного цикла посвящен реализации проекта "Прекрасна моя родина - Алтай"
Ежегодный мониторинг освоения программы показывает положительные результаты. Знания детей, изучающих программу четвертый год, соответствуют критериям ожидаемых результатов освоения программы для 5 - 6 летнего возраста.
На основании предложения Администрации Тогульского района Алтайского края наш детский сад включен в Национальный Реестр "Ведущие образовательные учреждения России - 2015", что можно посмотреть на сайте http://www.leading-education.ru/reestr.php?page=0&pg=100&uid=68 и подтверждено информационным письмом Национального Реестра http://mdou-romashra.ucoz.ru/avatar/novoe/CCF04042016_00002.jpg