Конспект беседы в средней группе «Я – Человек» Цель: активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной личности. Задачи: 1. Учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различии людей, отличие человека от животного. 2. Формировать представления детей о себе как о человеке, о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок – дошкольник, подросток, взрослый человек и старый человек); развивать навыки самообследования. 3. Воспитывать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам. Материалы и оборудование: зеркала (большие); маленькое солнышко; мягкая игрушка кошка; картинки по теме; ростомер; кукла Катя и Ваня; альбомные листы, карандаши; схемы развития человека. Ход мероприятия Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем. - Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Солнышко) - Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Нам здороваться не лень! Игра «Солнышко» Передаем солнышко по кругу Ходит солнышко по кругу Дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходит Дружба – солнечный привет. - Вот мы и познакомились с солнышком. А сейчас давайте сделаем подарок нашим гостям. Подарим им нашу улыбку. - Ребята, а что вы увидели? (Гости нам тоже улыбнулись). Загадка На земле он всех сильней. Потому что всех умней. (Человек) - Ребята, а мы можем Никиту назвать человеком? А Настю? - А как можно назвать Таню? Кто она? (Человек) - А Рома кто? Тоже – человек. И я человек, и Оксана тоже. - А все вместе мы кто? (Люди) - Когда один – называют «человек», когда много – «люди»! Дети рассматривают картинки и повторяют понятия. - Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они чем то похожи друг на друга, а чем то отличаются. А кто скажет, чем люди похожи друг на друга? (ответы детей) - У всех людей есть голова, туловище, две верхних конечности – это руки, и две нижних конечности – это ноги. У каждого из вас тоже есть свое тело. Вставайте, рассмотрим наше тело. Дети встают напротив зеркал, повторяют названия частей тела и показывают руками. - Посмотрите, мое тело похоже на Дашино, на Ленино, мы все с вами похожи, потому что мы с вами – люди! А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Артема. Дети выполняют задание. - Ребята, все люди похожи друг на друга, у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека? (ответы детей) За дверью раздается мяуканье кошки. Воспитатель заносит ее, дети здороваются, гладят ее, рассматривают. - У кошки – лапы, а у человека? (руки и ноги). - Кошка ходит на четырех лапах, а человек? (на двух). - У кошки есть хвост, а у человека? (нет). Вывод: человек не похож на животное. Стук в дверь. - Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли кукла Катя и ее младший братик Ваня (маленький пупс в одежде). Давайте поздороваемся и пригласим их к себе. - Изучая свое тело, мы увидели, что все люди похожи. У нас есть голова, туловище, руки, ноги (показать на кукле, дети называют). - Но если посмотреть внимательно друг на друга, то мы очень разные. Посмотрите на наших Катю и Ваню. Чем они отличаются? (ответы детей). - Наши гости отличаются по полу: Катя - девочка, а Ваня – мальчик. (Картинка с изображением мальчика и девочки) - Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Ваня от Кати? - Мальчики и девочки отличаются одеждой. - Что носят мальчики? (шорты, рубашки, у них другая обувь). - Что носят девочки? (платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках и др.) - Еще Ваня и Катя отличаются прической. Какие волосы у мальчиков? (короткие). А у девочек? (длинные косы с бантиками). - Еще девочки или ваши мамы носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. а мальчики и папы не носят таких украшений. - Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (красит губы, глаза, щеки). А папы этого никогда не делают. Картинка с изображением мужчины и женщины. Дети рассматривают ее и сравнивают. - Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики. Дети по очереди встают. - Чем же еще различаются наши куклы? (ответы детей) - Катя и Ваня – разные по росту. Катя – высокая, большая, а Ваня – низкий, маленький. Воспитатель по очереди сравнивает детей с собой. - Я высокая, а Лера низкая. - Теперь измерим ваш рост с помощью ростомера. Дети измеряют свой рост и выясняют, кто выше, а кто ниже. - Ребята, но еще люди отличаются между собой по весу. - Подержите Катю. Какая она? (тяжелая). - А Ваня? (легкий). - Есть люди худощавые и полные (рассматривают картинки). - И у нас в группе есть худенькие детки и крепыши. Но они все равно все самые красивые, и мы их любим. Физкультминутка. И. п. – основная стойка. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и.п. ВЫРАСТАЕМ МЫ БОЛЬШИМИ Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре – руки вниз. Дидактическая игра «Кто это?» - Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать картинки, а вы будете называть тех, кто на них изображен. (Дедушка, бабушка, девочка и т.д.) - Вот видите, оказывается, люди различаются и по возрасту. Я – женщина, мне 35 лет, а Артем – мальчик, ему 4 года, наш музыкальный руководитель Мария Викторовна – бабушка, ей ?? лет. Работа со схемами развития человека Детям предлагаются рассмотреть схемы развития человека. - Как вы думаете, могут ли эти рисунки быть изображением одного и того же человека? (дети обсуждают и доказывают). Дидактическая игра «Развитие человека» Детям предлагаются рассмотреть картинки с изображением людей разного возраста и составить схему развития человека, и определить, какими они себя считают – взрослыми, большими, маленькими или очень маленькими. В конце мероприятия дети рисуют свой портрет. Итог мероприятия проводится по рисункам детей.
|