Безопасность детей младшего дошкольного возраста.
Цели:
1. Познакомить родителей с работой
детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
2. Активизировать знания родителей
об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.
3. Формировать готовность родителей
к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей
навыков безопасного поведения.
Оборудование и
материалы:
1. Карточки с заданиями для игр с
родителями.
2. Дидактические игры по ОБЖ:
«Распорядок дня», «Живая природа», «Валеология», «Дорожные знаки», «Азбука
маленьких пешеходов», «Инструменты».
Ход собрания:
Вступительное слово.
Сегодняшняя наша встреча посвящена очень
важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям
особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только
держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с
правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может, не стоит забивать
голову детям правилами поведения при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока
еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда
находятся под вашим наблюдением?
Но мы всегда должны помнить о том, что
формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок
всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным.
Итак, работа по обучению детей правилам
грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня.
Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы
с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование:
детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на
практике.
И если теоретические знания мы можем
обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится
на ваши плечи.
Подведение
итогов анкетирования
(см. Приложение)
В нашей группе работа по этому вопросу
ведется ежедневно и выступает как составная часть комплексной программы. В
основном это касается занятий по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению
с художественной литературой, развитию речи и т.д., а также нерегламентированных
видов деятельности и отдельных режимных моментов, например гигиенические и
оздоровительные процедуры.
Работа ведется по нескольким разделам, а
именно:
1. «Ребенок и другие
люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в
общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми
намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
2.
«Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении
окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о
контактах с животными.
3. «Ребенок дома» –
пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и
другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных
ситуациях.
4.
«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» –
изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли
лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты
между детьми и т.д.
5. «Ребенок на улице» –
правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся,
ориентирование на местности.
Для лучшего усвоения материала в
своей работе мы используем различные дидактические пособия и игры
(предлагаются родителям для
ознакомления). В дальнейшем мы планируем расширить объем дидактического
материала, а также углубить работу с детьми по заданной теме.
Блиц – опрос для
родителей
А сейчас мы предлагаем вам немного поиграть,
посоревноваться друг с другом. Для этого нужно разделиться на 3 группы.
Попробуйте ответить на мои вопросы.
Вопрос №1: Назовите правила поведения при обнаружении
запаха газа в квартире.
Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать
спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по
телефону –104- , оповестить других соседей о случившемся.
Вопрос №2: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.
Ответ: Не
открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через
мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за
собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону
-101-, сообщите о пожаре соседям.
Вопрос №3: Назовите правила поведения при контакте с
домашней и бродячей собакой.
Ответ: Не
гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то
охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина
собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки,
не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает
достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто
хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать
команду: «Фу!» или «Нельзя!».
А
сейчас мы предлагаем вам решить проблемные
ситуации.
(каждая группа
родителей выбирает себе карточку с ситуацией,
прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)
Ситуация №1: Молодая женщина приятной наружности говорит
девочке (мальчику): «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь?» Как
должна ответить девочка незнакомке?
Возможные
ответы:
«Вот я сейчас милиционера позову!»; «Простите, но я очень спешу!».
Ситуация №2: Лежит на земле
пьяный мужчина. Его шапка и ботинок валяются в стороне. Человек просит:
«Мальчик, помоги мне, пожалуйста!» Как должен повести себя ребенок?
Возможные ответы: «Я позову сейчас
кого-нибудь из взрослых»; «Пройду мимо, сделаю вид, что не замечаю лежащего
человека»; «Подниму шапку».
Ситуация №3: Ребенок потерялся.
Что он будет делать?
Возможные ответы:
-
Везде бегать и искать маму.
-
Стоять на месте, где потерялся.
-
Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень
долго стоишь.
-
Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только
что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.
-
Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет
рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.
-
Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее
отделение милиции.
-
Обратиться к продавцу в магазине за помощью.
-
Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить,
что ты потерялся и находишься в таком-то месте.
Подведение итогов
собрания
Подводя итоги собрания, хочется
подчеркнуть, что задача взрослых (нас, педагогов, и вас, родителей) состоит не
только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить
его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Просьба к родителям высказаться (написать)
о том, насколько полезна была для вас встреча.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые
родители!
Просим Вас заполнить анкету и
откровенно ответить на вопросы.
Ваши
ответы позволят оценить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения
специально организованных занятий по ОБЖ.
Ø Попадал ли ваш
ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе? (Приведите пример) ________________________________________________________________
Ø Если бы ребенок
заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?
__________________________________________
Ø Знакомите ли вы
своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? (Пример)_______
_____________________________________
Ø Говорите ли вы с
ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Пример)
_______ ____________________________
Ø Как вы воспитываете
бережное отношение к природе?
__________________________________ _________________________
Ø Занимаетесь ли вы
физическим развитием своего ребенка? (Каким образом?) ________________________
________________________________
Ø Знает ли ваш ребенок некоторые правила
дорожного движения? (Какие?) ______________________________
___________________________
Ø Формируя безопасное
поведение ребенка, вы действуете:
а)
путем прямых запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя»;
б)
пытаетесь подробно объяснить ситуацию;
в)
поступаете иначе __________ _______
Ø Поощряете ли вы
ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Чем? ______________________
______________________________________
Ø Придерживаетесь ли
вы сами данных правил? (всегда, часто, иногда, редко, никогда)
____________________________________________________
Ø Целесообразно ли
проводить специально организованные занятия по основам безопасности жизнедеятельности
в детском саду? _______________
_________________________________________________
Ø Какие темы занятий
по ОБЖ вы считаете наиболее актуальными?
ü
Ребенок и другие люди
ü
Ребенок дома
ü
Ребенок и природа
ü
Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
ü
Ребенок на улице
Ø Готовы ли вы
принимать участие в обсуждении данной темы, проведении различных мероприятий, а
также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада?
_________________________________________________________________
Ø Ваши пожелания
_________________________________________________________________ |