О.С. Пельц, научный руководитель – канд. пед. наук Л.В. Гриднева (Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, Бийск)
Эмоционально-развивающая среда как средство обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста
Успешное развитие эмоций ребенка раннего возраста является базисом самореализации его как личности. Следовательно, создание соответствующей развивающей среды в ДОУ должно способствовать оптимизации эмоционального развития детей раннего возраста. Эмоционально-развивающая среда – совокупность общих и специ-фических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. При этом под педагогическими условиями понимается совокупность мер, оптимизирующих эмоциональное развитие детей и отвечающих сензитивным потребностям возрастного развития в период раннего детства. Исследователи оптимизации процессов, в том числе и образовательных, определяют оптимизацию как процесс нахождения или выбора наилучшего (оптимального) варианта из ряда возможных, поэтому были определены принципы, в соответствии с которыми те или иные педагогические условия рассматривались в качестве оптимизирующих эмоциональное развитие детей: 1. Учет психологических особенностей и сензитивных периодов в развитии личности. 2. Личностно-деятельностный подход. 3. Амплификация (расширение) детского развития с опорой на витагенный опыт личности как условие самоактуализации, реализации своего Я в той или иной форме деятельности и общения. 4. Осознание единства эмоционального, когнитивного и социального развития. 5. Антропологический подход как системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении развивающей среды. В соответствии с указанными принципами можно выделить группу условий, определяющих эффективность формирования эмоционально развивающей среды ДОУ. Вся совокупность педагогических условий может быть условно разделена на общие и специфические. К общим отнесены кадровые, программно-методические, материально-технические и санитарно - гигиенические условия пребывания ребенка в ДОУ. Специфические условия определяют компонентную структуру эмоционально развивающей среды. Учитывая основные характеристики эмоционального развития ре-бенка раннего возраста (эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль), проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г.А. Ковалева, Ю.С. Мануйлова, Н.Е. Щурковой, В.А. Ясвина, в соответствии с указанными принципами была разработана следующая компонентная структура эмоционально развивающей среды ДОУ: – отношения между участниками совместной жизнедеятельности – эмоционально-поддерживающий компонент среды; – режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды; – внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды; – организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ; – и, наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды. Эмоционально развивающая среда в группах детей раннего возраста обеспечивается совокупностью общих и специфических педагогических условий, создающих эмоциональную поддержку, стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, содействующих благоприятному эмоциональному настрою, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Создание эмоционально развивающей среды позволило обеспечить эмоциональную включенность детей в совместную со взрослым деятельность и в ситуации социального взаимодействия, а также снижение психического напряжения как показателя негативного эмоционального состояния ребенка. Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи научного поиска достигнуты. При этом проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой методических материалов по проблеме создания эмоционально развивающей среды ДОУ, с теоретической проработкой и организацией преемственности в обеспечении педагогических условий для улучшения эмоционального состояния детей на всем протяжении периода дошкольного детства, а также с разработкой технологий привлечения родителей к данному процессу.
|