Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 12.12.2024, 16:23

Детский сад "Ромашка" структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Антипинская средняя общеобразовательная школа" Тогульского района Алтайского края 

659458 Алтайский край
Тогульский район, село Антипино
улица Октябрьская 10
Меню сайта
Категории раздела
Родительские собрания [5]
статьи для проведения родительских собраний
Занятия [26]
конспекты занятий
Праздники [13]
конспекты утренников и развлечений
Консультации воспитателю [2]
Разное [8]
Материалы не подходящие под другие категории
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Разное

Эмоционально-развивающая среда как средство обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста
О.С. Пельц,
научный руководитель – канд. пед. наук Л.В. Гриднева
(Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, Бийск)

Эмоционально-развивающая среда как средство обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста

Успешное развитие эмоций ребенка раннего возраста является базисом самореализации его как личности. Следовательно, создание соответствующей развивающей среды в ДОУ должно способствовать оптимизации эмоционального развития детей раннего возраста. 
Эмоционально-развивающая среда – совокупность общих и специ-фических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. При этом под педагогическими условиями понимается совокупность мер, оптимизирующих эмоциональное развитие детей и отвечающих сензитивным потребностям возрастного развития в период раннего детства.
Исследователи оптимизации процессов, в том числе и образовательных, определяют оптимизацию как процесс нахождения или выбора наилучшего (оптимального) варианта из ряда возможных, поэтому были определены принципы, в соответствии с которыми те или иные педагогические условия рассматривались в качестве оптимизирующих эмоциональное развитие детей:
1. Учет психологических особенностей и сензитивных периодов в развитии личности. 
2. Личностно-деятельностный подход.
3. Амплификация (расширение) детского развития с опорой на витагенный опыт личности как условие самоактуализации, реализации своего Я в той или иной форме деятельности и общения.
4. Осознание единства эмоционального, когнитивного и социального развития.
5. Антропологический подход как системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении развивающей среды. 
В соответствии с указанными принципами можно выделить группу условий, определяющих эффективность формирования эмоционально развивающей среды ДОУ. Вся совокупность педагогических условий может быть условно разделена на общие и специфические. К общим отнесены кадровые, программно-методические, материально-технические и санитарно - гигиенические условия пребывания ребенка в ДОУ. Специфические условия определяют компонентную структуру эмоционально развивающей среды. 
Учитывая основные характеристики эмоционального развития ре-бенка раннего возраста (эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль), проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г.А. Ковалева, Ю.С. Мануйлова, Н.Е. Щурковой, В.А. Ясвина, в соответствии с указанными принципами была разработана следующая компонентная структура эмоционально развивающей среды ДОУ:
– отношения между участниками совместной жизнедеятельности – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
– режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
– внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;
– организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
– и, наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
Эмоционально развивающая среда в группах детей раннего возраста обеспечивается совокупностью общих и специфических педагогических условий, создающих эмоциональную поддержку, стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, содействующих благоприятному эмоциональному настрою, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. 
Создание эмоционально развивающей среды позволило обеспечить эмоциональную включенность детей в совместную со взрослым деятельность и в ситуации социального взаимодействия, а также снижение психического напряжения как показателя негативного эмоционального состояния ребенка. 
Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи научного поиска достигнуты. При этом проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой методических материалов по проблеме создания эмоционально развивающей среды ДОУ, с теоретической проработкой и организацией преемственности в обеспечении педагогических условий для улучшения эмоционального состояния детей на всем протяжении периода дошкольного детства, а также с разработкой технологий привлечения родителей к данному процессу. 

Категория: Разное | Добавил: Миссюсь (21.04.2013)
Просмотров: 2897 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

...

...

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz