Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 10:41

Детский сад "Ромашка" структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Антипинская средняя общеобразовательная школа" Тогульского района Алтайского края 

659458 Алтайский край
Тогульский район, село Антипино
улица Октябрьская 10
Меню сайта
Категории раздела
Родительские собрания [5]
статьи для проведения родительских собраний
Занятия [26]
конспекты занятий
Праздники [13]
конспекты утренников и развлечений
Консультации воспитателю [2]
Разное [8]
Материалы не подходящие под другие категории
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Родительские собрания

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

Родительское собрание. Подготовила Пельц Ольга Сергеевна, воспитатель.

Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоро­вья ребенка. Именно с близкими (мамой, папой, бабушкой) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром. Впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в даль­нейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Так, если взаимодействие ребенка с взрослым ограничивается лишь формаль­ным уходом и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым (например, при помещении ре­бенка раннего возраста в дом ребенка), то он во многом начинает отста­вать от своих сверстников в физическом, интеллектуальном и эмоцио­нальном развитии. Такие дети пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и за­ботой родных, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появ­ление которых обусловлено не наследственными, а социальными факто­рами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотно­шений. Более того, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому родителям с пер­вых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Можно выделить три основные группы фак­торов, которые оказывают влияние на психологическую атмосферу в се­мье, и, следовательно, на психическое здоровье ребенка: социально-пси­хологические, социально-культурные и социально-экономические.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоп­риятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением тем­па современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условия­ми для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической по­мощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отра­жение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, такие, как не­удовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, помещение ребенка в ясли. Помещение ребенка в д/у до трех лет или привлечение няни в этом возрасте является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно разлито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней. При частых и дли­тельных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потреб­ность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. К трем годам у ребенка появляется желание стать независи­мым, желание общаться с другими детьми, и его можно помещать в детс­кий сад, не опасаясь за его здоровье.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психичес­кое здоровье детей, относятся такие, как дисгармония семейных отно­шений, семейного воспитания, нарушения в сфере детско родительских отношений. Дети-дошкольники имеют тесную эмоциональную привя­занность к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимос­ти от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок не может еще хорошо ориентироваться в тонкостях меж­личностного общения, неспособен понимать причины конфликтов меж­ду родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителя­ми воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасно­сти. Во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем кон­фликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин любви. Таким образом, частые конф­ликты, громкие ссоры между родителями вызывают у дошкольников по­стоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Считается также, что психическое здоровье ребенка зависит и от сти­ля родительского воспитания, от характера взаимоотношения родите­лей и детей. В литературе встречаются различные классификации сти­лей и типов родительского воспитания, анализ последствий. Так, выде­ляют демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания. Демократический стиль характеризуется высоким уров­нем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с деть­ми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью по­мочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремле­нием контролировать других детей (причем сами не поддаются контро­лю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле вос­питания родители берут на себя функцию контроля за поведением де­тей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. Дети послушны, неагрессивны, нерешительны. При смешанном стиле воспи­тания дети чаше всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Особый интерес представляют изучение и классификация неправиль­ных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Н. Исаев выделяют три типа неправильного воспитания:

1.     Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контро­лирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти­тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2.     Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мнительное отноше­ние родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его ста­тус среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3.     Эгоцентрическое чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи».

Все эти типы воспитания ведут к невротизации ребенка. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состо­яния здоровых детей. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понима­ние родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и пере­живаний, умение поставить себя на место своих детей.

Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, приложить к своему ребенку. Но можно дать некоторые рекомендации:

1.     Поверьте и уникальность своего ребенка, он не похож на вас самих, поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной вами жиз­ненной программы, и достижения поставленных вами целей, предос­тавьте ему право прожить жизнь самому.

2.     Позвольте ребенку - быть самим собой, со своими недостатками, слабо­стями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опи­райтесь на сильные стороны ребенка.

3.     Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему по­нять, что будете его любить всегда, при любых обстоятельствах.

4.     Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте ею тогда, когда ему этого хочется.

5.     В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и по­ощрение, чем наказание и порицание.

6.     Постарайтесь, чтоб ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтоб их было немного, самые основные на ваш взгляд) и позвольте ребенку действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установ­ленных запретов и разрешений.

7.     Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инст­рукции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.

8.     Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. В процессе игры вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, поня­тия о жизненных правилах и ценностях.

9.     Чаше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему необходимые явле­ния и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку на­учиться словесно выражать свои чувства и переживания, научиться понимать и анализировать свое поведение и поведение других людей.

10.                    Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаше полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.

Категория: Родительские собрания | Добавил: Миссюсь (07.01.2011)
Просмотров: 6051 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

...

...

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz