Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 23:05

Детский сад "Ромашка" структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Антипинская средняя общеобразовательная школа" Тогульского района Алтайского края 

659458 Алтайский край
Тогульский район, село Антипино
улица Октябрьская 10
Меню сайта
Категории раздела
Родительские собрания [5]
статьи для проведения родительских собраний
Занятия [26]
конспекты занятий
Праздники [13]
конспекты утренников и развлечений
Консультации воспитателю [2]
Разное [8]
Материалы не подходящие под другие категории
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Консультации воспитателю

Внутренний мир ребенка, через его рисунок

«Внутренний мир ребенка, через его рисунок»

              Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально-психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов.

              Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал К.Д. Ушинский, призывая учителей опираться на эти особенности детского мышления» .

              Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности. Основные новообразования в дошкольном возрасте – произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. «В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие».

              «Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира».

               Исследователи также подчеркивают, что рисунок для детей не искусство, а речь. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна и приятна. Она не требует волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний. «Возраст от пяти до приблизительно десяти лет называют золотым веком детского рисунка» . Также не стоит забывать, что дошкольники никогда не исправляют ошибок. Самый обычный способ – прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на другом листе бумаги. По наблюдениям  за детьми в процессе рисования, можно отметить, что ребенок и исправляет линию контура, а присоединяет к уже сделанному все новые и новые детали. Ребенка увлекает процесс рисования в большей степени, чем выполнение конкретного задания.

             Независимо от культуры, в которой воспитывается маленький человек, где бы он ни жил, ребенок выражает свое раннее восприятие окружающих людей и предметов посредством рисунка. Но пока ребенок все воспринимает естественно, его графические представления очень своеобразны. «Собственно результат, продукт, изображение, долгое время остается второстепенным, важным является сам процесс рисования, разворачивающийся как игра…» . Тем не менее уже многие независимые исследователи получили доказательства единства последовательности этапов, через которые ребенок приходит ко взрослому взгляду на мир, именно пройдя этот путь большинство детей станут как все и будут смотреть на мир общепринятым образом. А в детстве ребенку очень часто приходит на помощь карандаш и бумага, чтобы выразить то, что дети не могут сказать словами.

              «Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков – каракулей появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей» . Сначала они могут быть непрерывными, но вскоре они превращаются в отдельные кружки и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это его крупное достижение. «Фактически круг – это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе» .

              Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. В результате он схематически разбивает предмет на основные элементы. «В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых (домик, солнышко, машина и т.д.)» .

              Обобщая опыт разных исследователей можно ответить на вопрос «Что рисуют дети ?»:

- то, что для них важно: значимые люди, животные, дома, деревья;

- что-то, но не все, известное им о предмете;

- то, что в этот момент вспомнилось;

- идея, окрашенная эмоциями;

- то, что видят;

- внутреннюю, незримую реальность.

              Следовательно, «дети – экспрессионисты, для которых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того, рисует ли ребенок по памяти или срисовывает с образца».  Реальное и воображаемое, видимое и знаемое соседствует в детском рисунке.

              Итак, предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта.

              Первая форма изображения человека – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.

              «Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются то его середины».

              На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, то теперь ребенок рисует стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.

              «Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы, брови и т.д.)» .

              Один исследователь данной тематики представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом:

              «После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника…пропорции головы и тела…еще не находятся в согласии.

              На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы…первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности…

              Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций…» .

              Долгое время в психодиагностике рисуночные тесты (например «Нарисуй человека») рассматривались как показатели умственного развития, но упускался эмоциональный компонент. По мнению Дж. Дилео «…рисунки могут рассматриваться с точки зрения интеграции познавательного, эмоционального и перцептивного аспектов, откуда и извлекается это представление. Отсюда вытекает разница между изображением человека ребенком с эмоциональными нарушениями и изображением человека здоровым ребенком» .

              Другие ученые, обобщая собственный опыт использования рисунка в диагностике и оценке здоровья детей, указывают на 2 аспекта:

«- детский рисунок обладает диагностическим и терапевтическими возможностями, а само рисование может быть рассмотрено как специальная техника сбалансированности внутреннего состояния физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, в этом процессе «ведущий»- сам ребенок;

- детский рисунок несет особую информацию о состоянии здоровья ребенка. Комплексный аспектный анализ рисунка… полезен в оценке состояния здоровья, а также в выборе адекватного метода оздоровления, психотерапевтических процедур, психологической коррекции и социальной терапии» .

              Что же показывают  рисунки, тех детей, которые испытывают проблемы в эмоциональной сфере? Принято считать, что рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов: острые зубы, острые шипы, клыки, зубы и т.д. «Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки…Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами» . В цвете такие дети предпочитают либо темные цвета, либо очень яркие.

              Рисунки тревожных детей имеют много зачерченных «пятен» или, напротив –слишком «прозрачны» и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные глаза. «Пословица «У страха глаза велики» точно отражает характер рисунков детей этой категории. Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа. Такие дети много стирают, исправляют, задают много уточняющих вопросов

              Тем не менее, при интерпретации детских рисунков необходимо быть особенно осторожным и деликатным. Делать вывод о том или ином нарушении в эмоциональном мире ребенка, можно только после дополнительного обследования и долгого наблюдения за ним.

 

Категория: Консультации воспитателю | Добавил: Миссюсь (07.01.2011)
Просмотров: 2478 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

...

...

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz