Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 17:01

Детский сад "Ромашка" структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Антипинская средняя общеобразовательная школа" Тогульского района Алтайского края 

659458 Алтайский край
Тогульский район, село Антипино
улица Октябрьская 10
Меню сайта
Категории раздела
Родительские собрания [5]
статьи для проведения родительских собраний
Занятия [26]
конспекты занятий
Праздники [13]
конспекты утренников и развлечений
Консультации воспитателю [2]
Разное [8]
Материалы не подходящие под другие категории
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Разное

Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта на тему:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии.

Черепанова Галина Васильевна
Воспитатель первой категории
МДОУ «Ромашка», с. Антипино
Ул. Октябрьская 10,т.23-3-92


Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии.

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. Сухомлинский.


В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Валеология как наука возникла не так давно. "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач:
воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;
формирование личности ребенка;
воспитание привычек личной гигиены;
закаливание ребенка и его двигательная активность;
профилактика и устранения вредных привычек;
Углубленную работу по воспитанию валеологической культуры у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления  веду шестой год.
Основная цель моей работы по этой программе – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений детской хатха-йоги, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Проведение занятий совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.
Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
В своей работе широко использую наглядную агитацию – уголок здоровья в группе "Здоровячок”, альбомы индивидуальной работы с детьми «Запоминай-ка», «Будь внимателен», «Необычный лабиринт».
В детском саду постепенно создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся минутки здоровья на занятиях, стали традиционными праздники здоровья в ДОУ.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
Учебно-воспитательный процесс:  учебно-воспитательные занятия (гимнастика, познавательная часть, релаксация ,минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия, рисование .
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей. Для себя отметила, что применение художественного слова на занятиях и в повседневной работе дает более устойчивые результаты в усвоении материала.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными  знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаю во всех видах детской деятельности.
Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность, а также практические способы их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.
Мною  разработаны конспекты: «Если хочешь быть здоров», «Праздник чистоты и здоровья», «Чистота для здоровья нам нужна», «В гостях у Мойдодыра» и др.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей; родительские собрания, консультации; педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые по проблемам); совместные занятия для детей и родителей; круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор);
Мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т.д.
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
В группе созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с ребенком в валеологической среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Я внедряю свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестра, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания).
Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.
Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечиваю через взаимодействие следующих педагогических условий.
компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
валеологическая культура родителей;
интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
создание валеологически развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости на 0,8%.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Библиографический список
1.    Е.Ю. Александрова, Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Издательство «Учитель» 2007год.
2.    Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.
3.    Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. , Издательство «Учитель» 2008год.
4.    Т.Г. Каренова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. , Издательство «Учитель» 2009год.
5.    О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа., Издательство «Учитель» 2007год.
6.    О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009  год.
7.    Е.П.Климова, Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия, Издательство «Учитель» 2007год.
8.    Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.
9.    М.Ю. Картушина, Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 - 6 лет., ООО «ТССъера» 2004год.
10.    В.М. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. , М. АРКТИ 2003 год.




Категория: Разное | Добавил: Миссюсь (06.03.2011)
Просмотров: 13471 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

...

...

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz